Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная
школа № 3»

Адрес:
Лысьва, ул. Федосеева, 25

Телефон:
+7 (34249) 3-01-03

e-mail:
sosh3-lsa@sosh.permkrai.ru  Версия для слабовидящих

 

Как проверить психологическую готовность выпускников к экзаменам

exams

Чтобы помочь учащимся преодолеть трудности при подготовке к экзаменам и успешно их сдать, помогите определить уровень сформированности показателей психологической готовности к экзаменам.

А также выявите уровень тревожности учеников, владеют ли они навыками самоконтроля и самоорганизации.

Психологическая готовность выпускников к ГИА представляет собой сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, которые обеспечивают успешность выпускника при сдаче экзаменов.

Такая готовность включает три основных компонента: познавательный, личностный и процессуальный.

Показатели готовности к сдаче экзаменов смотрите в таблице.

Изучите сформированность познавательного компонента

Это умение учащегося работать с различной информацией, что предполагает наличие высокого уровня внимания, развитой логики и памяти. Внимание важно при выполнении письменных заданий, особенно в тестовой форме. Логика помогает связно выражать мысли в вопросах, которые требуют развернутого ответа, а также выбрать наиболее вероятный ответ, если не знаешь правильного. Память в большей степени помогает при подготовке к экзамену, когда учащийся усваивает материал, а также помогает оперировать информацией, которую он получил непосредственно на экзамене.

Познавательные трудности учащийся испытывает в первую очередь в связи с недостаточным объемом или недостаточной степенью усвоения и систематизации знаний, а также со слабо развитыми универсальными учебными действиями. Чтобы преодолеть эти трудности, необходимы высокая мобильность, переключаемость, хорошая организация деятельности и устойчивая работоспособность, высокий уровень концентрации и произвольности внимания, четкость мышления и сформированный план действий.

Проверьте уровень сформированности личностного компонента

Включает три личностные характеристики: интроверсию, организованность, эмоциональную стабильность. Интроверсия в данном случае – способность сосредоточенно и самостоятельно работать с материалом, не надеясь на помощь других. Организованность – умение планировать свое время, строить четкий план действий на экзамене, выбирать индивидуальную стратегию решения заданий. Эмоциональная стабильность помогает учащемуся настроиться и спокойно работать на экзамене. Умение правильно спланировать время позволит ученику снизить тревожность, вероятность описок и ошибок по невниманию, поможет сделать больше заданий, что повысит вероятность успеха.

Личностные трудности появляются, если у школьника неверные представления о процедуре экзамена, отсутствуют поддержка со стороны взрослых, самостоятельность – из-за этого появляются страхи, тревожность, неуверенность в себе, неадекватная самооценка, предрассудки о ГИА.

Убедитесь, что сформирован процессуальный компонент

Включает знакомство с процедурой проведения ГИА, например, как нужно заполнять бланки, навыки работы с тестами, владение способами снижения тревоги, управления своим эмоциональным состоянием. Процессуальные трудности возникают, если у ученика отсутствует четкая структура действий – из-за этого нарушается самоконтроль, снижается самоорганизация деятельности. Чтобы помочь учащимся избежать трудностей при подготовке и сдаче экзаменов, педагогам и педагогу-психологу необходимо исследовать уровень готовности учеников по трем критериям:

1) познавательный – знания по предмету и общеучебные навыки;

2) личностный – уровень тревоги перед предстоящими экзаменами, показатели эмоционального состояния;

3) деятельностный – умение устанавливать контакты, владение навыками самоконтроля и самоорганизации.

Дарья Соловьева

Методические материалы:

Таблица. Показатели готовности к сдаче материалов

Анкета для школьников